Докладчик: В.В. Шапошникова
Слово «Бог» в повести  А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Вечные ценности русской жизни в знаменитой повести Пушкина наше время проявляет особенно четко. Одна из таких ценностей – семья. О мощном «семейном» содержании повести «Капитанская дочка» говорят и заглавие, и именование Гриневым своего труда как «семейственные записки», и сохраненная в эпилоге линия «дед-внук» (внук Гринева передал записки деда, предназначавшиеся для семейного прочтения, Издателю, который напечатал их с согласия родственников), и многочисленные родственные именования, распространяющиеся на многих персонажей повести, не связанных узами родства: обращение «матушка» к незамужней Маше Мироновой, «батюшка» к не имеющему детей Гриневу, «брат» - Гринева к Пугачеву и мн. др. Как о «семейной хронике» писали о «Капитанской дочке» Ап. Григорьев, Н. Страхов. Отметим в связи с этим, «семейным» прочтением повести, что пугачевщина для Гриневых - это сила, в конечном счете, соединившая возлюбленных, а Пугачев – посаженый отец по своей роли в спасении невесты Гринева. Маша, любимая героиня Пушкина, узнав об отказе старшего Гринева в родительском благословении их брака, видит в этом волю божью («Бог лучше нашего знает, что нам надобно…») и не хочет нарушить священные для нее устои семьи, венчаться тайно: «Родные ваши не хотят меня в свою семью». От отказа в родительском благословении к его получению – вот, собственно, движение сюжета повести. Акт родительского благословения вносит в отношения влюбленных высокий религиозный смысл, над этими отношениями отныне – Бог. Семья в этой русской повести - это не только узы кровного родства: сначала Гринев был принят в семье Мироновых как родной, а потом Маша вошла в семью Гриневых как дочь – дочь родителей-героев: «они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту». Семейная ласка – в ласковом отношении у «мужика с топором» к Гриневу в его сне, у Екатерины П к Маше-сироте. Люди как семья, где отец – Бог, а все – братья, - вот заветная мысль «Капитанской дочки» и слово надежды о России [1].

«Бог» в «Капитанской дочке» - сила действующая, могущая в отдельных случаях направить поступки героев, определить оценки, сила, наблюдаемая в речи персонажей и автора. Начнем с того, что это слово, а также другие названия Бога (Господь, Господь Бог, Владыко и др.) упоминаются в небольшой повести 137 раз.

Всего слово «бог» употреблено Пушкиным, согласно «Словарю языка Пушкина» (М., 1956, т.1), огромное количество раз – 917. Для сравнения: день – 1167 раз, видеть – 922, друг – 788, душа – 774, дьявол – 15. Кроме этих 917 случаев, господь – 105 раз, владыко – 42, божество – 15, божий – 64, божественный – 21, божеский – 6 , Провидение – 12.

В словаре даются значения слова «бог» кроме «Иисус Христос»: гений; по языческим представлениям, высшее существо, управляющее миром; предмет поклонения, кумир. Слова «бог» в этих трех последних значениях нет в Капитанской дочке». Сразу оговоримся: в этом словаре многие выражения со словом «Бог» принято считать употребленными в значении восклицания, выражающего чувства удивления, неожиданности, досады, и отказывать всему выражению в самостоятельности, «знаменательности» («не приведи бог»).

Обратим внимание, далее, что славословие богу «Слава богу» (с разным, так сказать, накалом – от «проходного» до патетического) произнесено 21 раз восемью персонажами и автором, это тоже своего рода молитва.

Из анализа творческой истории повести в интересующем нас аспекте можно сделать вывод о том, что изменения текста имели направление увеличить, а не уменьшить количество выражений со словом «бог». У. Молитва в «Капитанской дочке». 1. Выражений «молить бога» («молиться богу», «моля его») в повести 15 (в том числе одно умолчание): «буду бога молить» - 5: Маша – о П.Гриневе и его возможной жене: «…а я за вас обоих…» (кстати, обещание не сбылось – женой Гринева будет сама Маша). Савельич – о матери П.Гринева: «и за ее здоровье буду бога молить». Урядник – П.Гриневу: «вечно за вас буду бога молить». Савельич – Пугачеву: «век за тебя буду бога молить» (вряд ли искреннее обещание). П.Гринев – Пугачеву: «каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души»

Согласившись с тем, что многие выражения со словом «Бог» произносятся в повести автоматически, по традиции, считаем, однако, что произнесенное (написанное) слово текста образует «фон», а его волны распространяются независимо от намерений говорящего (пишущего) – оговорка ли это, сознательное ли употребление: наличествующий материал языка «откликается» и хранит это слово, звук этого слова «отдается» в тексте. Да, большинство выражений со словом «Бог» в «Капитанской дочке» - «Бог принес», «слава Богу», «ей-богу» и мн. др. - не имеют в виду соответствующей «картинки» в момент произнесения-написания; они выражают душевное облегчение («слава Богу»), подчеркивают независимость явления от человека («Бог принес»), др., но выражаются эти состояния почему-то не фразами «стало легче», «это от меня не зависит» и др., а сочетаниями со словом «Бог» и создают, независимо от говорящего-пишущего, дополнительный смысл, внесенный нашим языком, потребовавшим почему-то таких средств. Короче говоря, может быть, этого, высокого, значения не было в виду у говорящего-пишущего по традиции «слава Богу», но оно проявилось и кое-что изменило. Так действует словообраз. Словообраз, т.е. образ именно этого слова, обладает в тексте огромным богатством возможностей, вызванных к жизни художественными потребностями и (адекватными им, кстати) языковыми ресурсами. По многочисленным отзывам творцов литературы, текст рождается как сплетение слов («текст» и переводится как «сплетение»), причем употребление именно этих слов, их порядок, отношения между ними, их перекличка являются зачастую неожиданными для автора. Так сказалось – и вывело на новый, неожиданный уровень осмысления.

Мамардашвили писал, что из языка мы узнаем то, что чувствуем и думаем; устанавливаем то, что хотели бы сказать. Язык – это все же не материал, который можно просто использовать для выражения какого-то заранее известного смысла; наоборот, язык со своими законами и возможностями активно формирует этот смысл.

Слово «Бог» в повести Пушкина «Капитанская дочка» обладает своими особенностями, которые оно получило именно в тексте, «на выходе»; эти возможности, видимо, не предполагались на стадии обдумывания, может быть, эти свойства неожиданны для автора. От общего замысла – к неожиданному стечению слов – и к неожиданному смыслу – такова формула появления (или проявления) полного смысла текста.

Употребление слова «Бог» (и других Его названий) в «Капитанской дочке».

1.Названия (137 раз). Бог (часто в звательной форме Боже, а 1 раз, в речи немца Андрея Карловича, - Поже), упомянем эпитет «божий», богоспасаемая крепость, ей-богу; есть и ситуация умолчания («а я за вас…»), Христос (а также христианская кровь, христианская совесть), Господь (часто Господи), Владыка, Господи Владыко, Батюшки (видимо, это Он в кличе Василисы Егоровны перед казнью «Батюшки мои»). Провидение? С.Г. Бочаров называет Провидение у Пушкина «христианским», противопоставляя судьбе (она близка античному року) [2].

Для наблюдения функций слова «Бог» в тексте рассмотрим различные лингвистические ситуации, возникшие при употреблении этого слова.

2. «Действия» Бога на людей.

Дать (11): дай бог (5), бог даст (4), бог дал(2).
Дай вам бог любовь и совет – И.К.Миронов, Пугачев.
Дай бог тебе сто лет здравствовать – Савельич Пугачеву (вряд ли искренне)
Дай вам бог обоим счастья – попадья
Дай бог тебе в женихи доброго человека – А.П.Гринев

Сильное праведное желание

Бог даст, все будет ладно – И.К.Миронов
Тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки – Андрей Карлович
Бог даст, и ты щипцов отведаешь – Хлопуша

Желательность и неполная уверенность в таком исходе; отметим что имя бога в последнем примере бунтовщик привлекает для пожелания зла (это единственный такой случай)
Лучше раз напиться чужой крови, а там что бог даст – Пугачев

Будь что будет. Заметим, что соседство слов о кровопийстве и боге делает риторическим вопрос о том, что даст бог – конечно, наказание.

Опять бог дал свидеться – Пугачев Савельичу

 

Бог дал ведро – А.П.Гринев («Пропущенная глава»)

Независимость от человека этого события

Привести (7): бог привел (3), не приведи бог (2), может быть, господь приведет (1), Провидение, вторично приведшее (1).
Привел бог опять свидеться – попадья
Как тебя господь привел! – А.В.Гринева («Пропущенная глава»)
Бог привел мне свидеться с сыном – А.П.Гринев («Пропущенная глава»)

Невольность для человека и значительность этого события, его положительный смысл.
Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный (2) – автор

Страстное нежелание события
Может быть, господь приведет нас друг с другом увидеться – Маша

Страстное желание, невольность события
Провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву – автор

Невольность доброго дела

Знать, ведать (9): бог знает (6), бог весть (2), бог ведает (1).
Бог лучше нашего знает, что нам надобно – Маша
Придется нам увидеться или нет, бог один это знает – Маша

Утверждение Высшей воли
А бог знает, барин – ямщик
Бог знает, посмотрим – Швабрин

Это неизвестно
Бог знает, какой грех его попутал – В.Е.Миронова о Швабрине

Нежелание судить
Бог тебя знает, но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку – П.Гринев Пугачеву

Нежелание знать
-А ты полагаешь идти на Москву? (П.Гринев)
-Бог весть. Улица моя тесна, воли мне мало – Пугачев
Не знаем, бог весть – гребцы («Пропущенная глава»)

Неизвестно, не знаю, но бог знает./i>
Считал бог ведает как - автор о маркере, считавшем шары в бильярде

Считал нечестно, но сказать так не хочет
Изъявлять волю (5) Решился, предав себя божией воле – автор о буране и ночлеге
Покоримся воле божией – Маша
Буди во всем воля господня – Маша
Иван Кузьмич, в животе и смерти бог волен – В.Е.Миронова
Богу угодно - Маша

Представление о власти, которая сильнее и мудрее человека
Быть милостивым (4) Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на Его великую милость – А.П.Гринев о сыне
Бог милостив – В.Е.Миронова
Как вас бог милует? – урядник П.Гриневу
Не тужи, Савельич, бог милостив, еще увидимся – П.Гринев

Все будет хорошо – Бог милосерден
Принести (3).
Отколе бог принес? – хозяин умета «вожатому»
Как это вас бог принес? – Иван Игнатьич Гриневу
Зачем тебя бог принес? – Пугачев Гриневу

Невольность действия человека
Видеть (2).
Бог видит, бежал я заслонить тебя – Савельич П.Гриневу
Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал – П.Гринев – Пугачеву

Клятва, доказательство перед Богом
Помочь (2)
Господь помог – Савельич, когда вышли к умету
Бог помог дряхлой руке моей – А.П.Гринев («Пропущенная глава»)

Невольное благое действие, которое выше человеческих сил
Послать (2)
Чем бог послал – автор, попадья

Не взыщите, все равно, какая еда; невольность пропитания
Простить (2)
Прости бог – В.Е.Миронова о приданом Маши: «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить».
Прости господи – автор о Маше (скорее умертвить ее, чем отдать в руки врагам)

Извинение за неблаговидность выражений
Указать путь
Отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет – П.Гринев Пугачеву

Не желает знать цели дороги, но цель благая, заранее принимаемая
Вынести
Бог вынес – попадья о Маше в крепости, захваченной пугачевцами

Помощь Высших сил
Не оставить
Авось бог не оставит – попадья

Надежда на Высшую помощь
Не выдать
Господь не выдаст, свинья не съест – Иван Игнатьич

Надежда на активную Высшую силу
Быть судьей кому-либо
Казнишь – бог тебе судья – П.Гринев Пугачеву

Отказ от суда над человеком, могущим причинить вред
Промчать тучу мимо
Промчи бог тучу мимо – попадья

Упование на Высшую силу, могущую спасти от беды
Наградить
Награди вас господь за вашу добродетель – Пугачев П.Гриневу

Пожелание блага человеку за добро
Бог с тобой, с ним (3)
Коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич, а я за вас обоих… - Маша

Пусть будет так
Бог с тобою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина – урядник Савельичу

Усовещение; при этом урядник обманывает Савельича
Бог с ним – Иван Игнатьич о Швабрине

Иван Игнатьич не любит Швабрина, но сказать об этом не хочет (грех судить)
С богом
Ступай себе с богом – В.Е.Миронова уряднику

Иди и будь благополучен
3. Действия людей в отношении Бога.
Обращения (18). Господи (ахти господи, господи владыко, господи царю небесный) – 9;
Боже (боже, боже мой, поже мой, боже праведный, боже ты милостивый) – 6;
батюшки, батюшки мои – 2; эти три случая - с неуверенностью
отцы родные – 1.
Чаще всех обращается к богу Савельич (6), Василиса Егоровна (5), затем Петр Гринев (2), по одному разу – автор, попадья, А.П. Гринев, Анна Власьевна, Андрей Карлович.
Прославление (21). Слава богу (19), слава тебе, владыко (2).
Савельич (6), В.Е. Миронова (4), Пугачев (2), П. Гринев (2), Иван Игнатьич (2), автор (2), казак (1), попадья (1), А.П. Гринев(1).
Молить бога, молиться богу (15) – особый раздел
Бога бояться(2)
Бога ты не боишься, разбойник – Савельич Пугачеву о заячьем тулупе
Побойся бога – Савельич

Острастка Высшими силами
Не веровать в бога
Он и в господа бога не верует – В.Е.Миронова о Швабрине Заметим, что о нем единственном так говорится. Атеист Алексей Иваныч Швабрин – возможно, единственный отрицательный персонаж «Капитанской дочки», противопоставленный окружающему его русскому миру. Вычурный романитизм Швабрина проявился и в том, что он выдумал, будто Иван Игнатьич находился в непозволительной связи с Василисой Егоровной, «что не имело и тени правдоподобия». Кажется, он сколок с романтического героя-любовника из отрывка «Мы проводили вечер на даче…» (1835) Алексея Иваныча – героя, предлагающего жизнь за любовь (условие Клеопатры). Но, попадая в русскую национальную систему ценностей, Швабрин, этот «демонический» любовник, приблизившийся к Пугачеву, возможно, даже ради Маши, все равно ославлен как изменник (и это при том, что он продолжал, видимо, любить Машу и не произнес ее имени на суде).
4. Заклинание именем Бога
Ради бога (5)
Ради бога успокойтесь – Маша П.Гриневу (выздоровление после дуэли)
Ради бога! Где Марья Ивановна? – П.Гринев попадье в захваченной крепости
Ради бога не откажите в просьбе – П.Гринев генералу в Оренбурге
Ради бога потише – Савельич П.Гриневу при поездке в Берду
Ради бога успокой бедную девушку – П.Гринев Зурину

Сильное желание
Ей-богу
Как бог свят

Клятва
5. Божий, христианский, Христа
Света божия – караульный мужик в Берде
Ангела божия – Савельич о Маше
Благодать божия - автор
Богоспасаемая крепость (учтем иронический смысл выражения) - автор
Как у Христа за пазушкой – Савельич
Христианская кровь – Хлопуша
Христианская совесть - П.Гринев
Нехристи – В.Е.Миронова о врагах
Вообще в повести всех чаще упоминают бога Савельич (20), В.Е.Миронова (15), П.Гринев (12), автор (9), Маша (7), Пугачев (7), А.П. Гринев (7), Иван Игнатьич (5), реже И.К.Миронов (2), А.В.Гринева, урядник, Андрей Карлович, Швабрин (1).
Скажем со всей определенностью: упоминание Бога не избавляет от ошибок, преступлений, измен, но, похоже, обозначает для говорящего Высшего Судию.
П. Разный смысл и разный накал употребления выражений со словом «бог».
Обратим внимание, что одна и та же фраза со словом «бог» может выражать разные состояния человека и быть произнесено с разной интонацией.

Слава богу
1. «Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут; слава богу, ученье не уйдет, успеет накричаться» – В.Е.Миронова Палашке, посылаемой за мужем, задерживающимся на службе (смысл – уговорить мужа, интонация – спокойно-ворчливая)
На тревожный вопрос Маши Гриневу после четырех суток забытья «Что? как вы себя чувствуете?»
- Слава богу,- отвечал я слабым голосом - Это вы, Марья Ивановна? (не только успокаивает возлюбленную, честь которой защищал на дуэли, но и воздает хвалу богу).

Бог знает
2. «Эй, ямщик, - закричал я, - смотри, что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин,- сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится» (сомнение: не знаю).
- Бог лучше нашего знает, что нам надобно – Маша после отказа А.П.Гринева в благословении (торжественное оправдание отказа отца Высшей волей)

Молиться богу
3.Сидел бы дома да богу молился – В.Е.Миронова мужу, слишком долго, по ее мнению, учившего солдат (ворчливое наставление, имеется в виду бытовая сторона молитвы).
Молись богу: он тебя не оставит – И.К.Миронов Маше на валу, ввиду неприятеля (взволнованное наставление перед смертью, поручение оставляемой дочери Его защите).
Каждый день будем бога молить о спасении грешной души твоей – П.Гринев Пугачеву (страстное обещание просить бога о заступничестве, желание добра).

Уже отмечалось: «Словарь языка Пушкина» считает, что слово «боже» часто употребляется в значении восклицания, выражающего чувство удивления, неожиданности, досады. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» (А.П.Гринев). Или: «Сто рублей! Боже ты милостивый!» (Савельич).

Тот же словарь трактует выражение «как бог милует?» как приветствие при встрече, «прости бог» как «стыдно сказать». А почему же Василиса Егоровна так и не сказала: «да частый гребень (стыдно сказать), с чем в баню сходить»?

«Проходным», «бытовым», «стертым», возможно, слово «бог» в указанных случаях является для говорящего, хотя и он почему-то выбрал этот вариант. Думается, что и это, бытовое слово имеет отношение к общему смыслу, не говоря уж о торжественной, сознательной апелляции к Богу.

Ш. Неравномерность употребления слова «бог» в «Капитанской дочке».
Самые насыщенные этим словом эпизоды – освобождение Пугачевым Маши в Белогорской крепости и последовавшее за этим прощание Пугачева с Гриневым (8 раз), сцена в Бердской слободе (7), бунт в усадьбе Гриневых («Пропущенная глава») (7), переживание в Белогорской крепости новости о приходе Пугачева и описание в связи с этим беспокойства Гринева о судьбе Маши (6), сцена бурана и беспокойства за дорогу(5), прощание Маши с П.Гриневым после отказа отца благословить их брак (5), просьба П.Гринева к Пугачеву отпустить его с бедной сиротой после ее освобождения (5), эпизод выздоровления П.Гринева после ранения на дуэли (4), описание состояния людей после «приступа» Пугачева (4), эпизод, связанный с арестом П.Гринева (4), небольшой эпизод дарения П.Гриневым Пугачеву заячьего тулупа (3), сцена казни в Белогорской крепости (3), письмо Маши П.Гриневу с мольбой о защите (3).

Всего по одному разу присутствует слово «бог» в экспозиции повести, в сцене разговора Маши с Екатериной П, его совсем нет в описании повода к дуэли, вызова, самой дуэли; вылазки за крепость; пира в комендантском доме после казни; военного совета в Оренбурге; допроса П.Гринева в Казани.

Слово «бог» употребляется наиболее часто не в самых трагических или драматических сценах (дуэль, вылазка, казнь, допрос Гринева в Казани), а в описаниях беспокойства (за дорогу в сцене бурана, за участь крепости, за судьбу Маши), просьб всякого рода (Маша в письме к П.Гриневу, П.Гринев в речи к Пугачеву), благословения перед возможной смертью (И.К.Миронов и Маша), аргументации против неправедного дела (Маша в отказе венчаться тайно). Вообще слово «бог» - там, где речь, а не описание, как часто у Пушкина, короткое и «голое». Очень показательно поэтому частое употребление выражений со словом «бог» в письмах Пушкина 1830-х гг. М.П.Погодину, П.А.Плетневу, П.В.Нащокину, но беспрецедентное количество раз – жене. 1У. Творческая история повести показывает, что немало изменений текста связано со словом «бог». Сравнение разных редакций указывает направление авторских изменений.
1.Эпизод начала выздоровления после дуэли. Вопрос Маши:
-Как Вы себя чувствуете?
1-я редакция: Это Вы, Марья Ивановна?
Окончательная редакция: Слава богу,- отвечал я слабым голосом.- Это Вы, Марья Ивановна?
2. В захваченной Белогорской крепости П.Гринев в волнении обращается к попадье:
1-я редакция: Что Марья Ивановна?
2-я редакция: Где Марья Ивановна?
Окончательная редакция: Ради бога! где Марья Ивановна?
3. Пугачев обращается к Савельичу в Берде:
1-я редакция: Опять тебя вижу.
Окончательная редакция: Опять бог дал свидеться.
4. П.Гринев обращается к Пугачеву в момент освобождения им Маши в Белогорской крепости:
1-я редакция: Но ты…
Окончательная редакция: Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
5. Савельич обещает П.Гриневу проводить Машу:
1-я редакция: Провожу ее.
Окончательная редакция: Провожу ее, ангела божия.
6.Урядник Савельичу, который подозревает его в присвоении денег:
1-я редакция: Старинушка, это бренчит уздечка.
Окончательная редакция: Бог с тобою, старинушка, это бренчит уздечка.
7. «Пропущенная глава».
А) гребцы на вопрос, что они видят:
1-я редакция: Не знаем.
Окончательная редакция: Не знаем, бог весть.
Б)Гринев Андрюшке:
1-я редакция: Сейчас отвороти рогатку.
Окончательная редакция: Боже мой! Отворачивай, дурак, рогатку!
В) Автор о судьбе Маши, решившей пожертвовать собой:
1-я редакция: и готовился лучше умертвить ее…
Окончательная редакция: и готовился, прости господи, скорее умертвить ее…
Г) Автор о Зурине:
1-я редакция: и прискакал в самое время.
Окончательная редакция: и слава богу прискакал вовремя.
Из измененного Пушкиным в этом направлении отметим «Провидение», вставленное вместо «случая»: «Провидение, вторично приведшее меня (было: «случай, приведший меня…» - т.8, кн.2,с.892) к Пугачеву, подавало мне случай привести в действо мое намерение» (в плену в Берде Гринев решается сказать Пугачеву о том, что он ехал в Белогорскую крепость спасти сироту, которую там обижают).
Из исключенного Пушкиным в этом направлении отметим:
А) Савельич П.Гриневу после прихода того от Пугачева:
1-я редакция: «Слава богу!» – вскричал он, увидя меня и трижды перекрестившись.
Окончательная редакция: «Слава богу!» - вскричал он, увидя меня.
Б) Савельич П.Гриневу:
1-я редакция: Почивай себе с богом до утра у Христа за пазушкой..
Окончательная редакция: Почивай себе до утра, как у Христа за пазушкой.
Считаем, что в обоих случаях интересующие нас выражения убраны как перебор.
Отметим также еще один случай «выпячивания» интересующей нас лексики. Письмо Маши П.Гриневу с мольбой о защите сначала начиналось: «Батюшка Петр Андреич! Богу угодно…», а в окончательной редакции начинается не жалобно, а горестно-торжественно: «Богу угодно…».

Из анализа творческой истории повести в интересующем нас аспекте можно сделать вывод о том, что изменения текста имели направление увеличить, а не уменьшить количество выражений со словом «бог».
У. Молитва в «Капитанской дочке».
    1. Выражений «молить бога» («молиться богу», «моля его») в повести 15 (в том числе одно умолчание):

«буду бога молить» - 5:
Маша – о П.Гриневе и его возможной жене: «…а я за вас обоих…» (кстати, обещание не сбылось – женой Гринева будет сама Маша).
Савельич – о матери П.Гринева: «и за ее здоровье буду бога молить».
Урядник – П.Гриневу: «вечно за вас буду бога молить».
Савельич – Пугачеву: «век за тебя буду бога молить» (вряд ли искреннее обещание).
П.Гринев – Пугачеву: «каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души»

«молю бога» - 2:
А.П.Гринев – о сыне: «молю бога, чтоб ты исправился»
Маша – о письме: «молю бога, чтоб это письмо…»

«моля его»: «моля его о спасении всех близких моему сердцу» - автор

«молила бога», «молилась богу»:
Мать П.Гринева – о Машином деле с поездкой в Петербург: «молила бога о благополучном конце дела».
Мать П.Гринева под арестом («Пропущенная глава»): «матушка молча молилась богу».
«бога молят» - Маша о П.Гриневе: «за вас со слезами бога молят».

«молись богу» - И.К.Миронов – дочери перед приступом «молись богу: он тебя не оставит»

«молился бы богу» - В.Е.Миронова о муже: «сидел бы дома да богу молился»

«чтоб молили у бога прощения да каялись» - В.Е.Миронова о дуэлянтах П.Гриневе и Швабрине.

«должен бога молить» - Пугачев Савельичу: «да ты должен, старый хрыч, вечно бога молить…».

Выражения «молилась богу», «молю бога», «моля его», «буду бога молить», «должен бога молить», «богу молился бы» не означают сиюминутной молитвы, они лишь говорят о том, что молитва была, есть, будет или должна быть, причем в одном случае это явное лукавство. В подавляющем большинстве случаев присутствует формула-обещание «буду бога молить», это высшая благодарность в мире «Капитанской дочки». Это обещает Маша, Савельич, Пугачев, урядник, П.Гринев, из них самое значительное обещание – Гринева Пугачеву от своего и Машиного имени: «А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души». Обещание молиться богу за кого-то – выражение любви (Маша), благодарности (Савельич, урядник, П.Гринев).

2. В тексте повести упоминается процесс молитвы как таковой.

1) Молитва П.Гринева во время приготовления казни в Белогорской крепости. «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу». Это именно молитва о прощении и спасении перед смертью.
В этой же самой ситуации казни Пушкин рисует священника, тоже, надо понимать, молящегося: «Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его (Пугачева.-В.Ш.) за предстоящие жертвы». А после казни «жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу». Эта молчаливая молитва и ритуал тоже должны быть учтены, хотя полноценным фактом считать их не будем.
2) Молитва П.Гринева под арестом (гл.Х1У).»Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет». Э.М. Афанасьева пишет: «Рисуя П.А.Гринева, два раза на протяжении повеcти прибегающего к молитве (не считая упоминаний и благодарений Бога), Пушкин, возможно, продолжает давний спор с П.А.Вяземским, видевшим проблему в способе молитвы своих современников («кое-как»), а не в силе воздействия ее [3]. Имя-отчество Вяземского, переданное Пушкиным Гриневу (Петр Андреевич), некоторые черты его биографии, учтенное Пушкиным изображение метели в поэзии Вяземского в сцене бурана, первое чтение «Капитанской дочки» в доме Вяземского – все это говорит о диалоге друзей. Молитва спасает и направляет, какой бы по форме она ни была, – вот реплика Пушкина. В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836) великопостная молитва Ефрема Сирина – образ действующий: не человек ее произносит, а она «приходит на уста», «падшего крепит неведомою силой».
3) Савельич в Берде, плененный, молился молча: «старик крестился, читая про себя молитву» (гл.Х1).
4) Когда Гринев вернулся от Пугачева в захваченной уже Белогорской крепости, Савельич «несказанно» обрадовался: «Слава тебе, владыко! – сказал он перекрестившись».
5) В захваченной Белогорской крепости, когда Гринев рассказал попадье свою историю, «поп и попадья крестились, услыша, что Пугачеву известен их обман. «С нами сила крестная! – говорила Акулина Памфиловна.- Промчи бог тучу мимо».

3. Обещание молитвы. П.Гринев накануне осады Белогорской крепости прощается с Машей: «Прощай, ангел мой,- сказал я, - прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Заметим, что это именно обещание молитвы, а не сама молитва, хотя это обещание Гринев вскоре исполнил. И.А.Есаулов пишет о «Капитанской дочке»: «Оказывается, что молитва, как и благословение, возникает в тексте повести в самых кульминационных, решающих, пороговых ситуациях» - и приводит в пример это обещание Гринева [4]. Но здесь молитва не «возникает»; есть в тексте немало эпизодов, где герои именно молятся, вслух или молча.

4. Призыв к молитве. Прощаясь с дочерью на валу, Иван Кузьмич «перекрестил ее трижды», потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет».

5. Бытовое и юмористическое снижение образа. Надо отметить, что «вожатый», который вывел П.Гринева и Савельича к умету, принимая в благодарность вино, сказал: «Ваше благородие! За ваше здоровье!» При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом». 
Описывая учения солдат в Белогорской крепости, Пушкин-Гринев с юмором сообщает: не зная, какая сторона правая, какая левая, «многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста».

6. В указанном контексте обращают на себя внимание упоминания «сорочки, в которой меня крестили», крестной матери Маши, «крестной силы» в молитве попадьи, крещеного калмыка, «православного царя» из песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка…».

7. Три раза Маша названа ангелом, а также 6 раз – голубушкой; кстати, не раз так Пушкин обращается к жене(6) в письмах (согласно «Словарю языка Пушкина, «голубушка» употреблялось им в художественных произведениях всего 15 раз). Не связано ли с этим нажимное упоминание голубей, голубятни в описании занятий «недоросля» Петруши?

Мать Гринева назвала Зурина ангелом-избавителем.

Дом коменданта в Белогорской крепости находился около церкви.

Комнатка Маши потом, после захвата дома Мироновых, когда Гринев искал там Машу, названа «келья», упоминаются лампадка, киот (опустелый). Спасли Машу в захваченной крепости поп и попадья.

В Бердской слободе во время допроса Гринева Пугачев сидел «под образами».

Заметим, что во всех 15 случаях употреблено выражение «молиться богу» («молить бога», «моля его»), а не просто «молиться».

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: « Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу – молитва… Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он премилосердый, и на непросящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет Богу человека. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу» [5].

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин указывает на четыре вида молитв:

1) умаливание о грехах и испрашивание прощения в них;
2) обещания Богу;
3) прошение – молитва за других: о тех, кого любим, или о мире всего мира;
4) благодарение Богу и славословие [6].

В повести доподлинно не известно только об обетах, а все другие виды молитв присутствуют.

В пушкинском переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина «Отцы пустынники и жены непорочны…» говорится о запрете суда над ближним («братом») («да брат мой от меня не примет осужденья…»). Это слово «брат» - иноназвание человека в христианской традиции.

Люди как братья во Христе – эта идея проясняется в «Капитанской дочке» не только обращением П.Гринева к спасшему их «вожатому» «Что, брат, прозяб?», но и ощущением людей как семьи, вне сословных перегородок, что и позволило сложиться удивительным отношениям – и братским, и отцовски-сыновним - между П.Гриневым и Пугачевым. В основе их – милосердие, основанное на благодарности. Умирающий Пушкин, как свидетельствует В. А. Жуковский С.Л. Пушкину в письме от 15 февраля 1837 г., говорил врачу Арендту: «Попросите за Данзаса, он мне брат…» А обращаясь к доктору Далю, произнес: «Плохо, брат…». И тема, скажем, лермонтовского «Бородина» («отец солдатам», «как наши братья умирали»), гоголевской «Шинели» («Я брат твой») – от Пушкина. И горько-ироническим противопоставлением такому братству выглядят в «Капитанской дочке» «ты, брат, востер», обращенное на суде к подозреваемому Гриневу, «брат ворон» в речи орла из калмыцкой сказки Пугачева, как и «постой-ка, брат мусью» из «Бородина». Эти святые слова являются здесь издевательскими именно потому, что произнесены с несоответствующей интонацией враждебности, но их «волны» горько или саркастически распространяются по всему тексту. И слово «Бог» в речи героев иногда – «пустой звук»: что для атеиста Швабрина означает «бог весть»? Но пустой, считаем, только для говорящего. В таком тексте вообще-то нет ничего лишнего.

Антитезой упомянутой терминологии в повести выступают: «черт» - 4 раза (в том числе эвфемизм «нелегкое» в отношении Швабрина), «бес» - 2 раза, «грех» - 5 раз, «грешный», «грешен», «прегрешения», «адская усмешка» (о Швабрине), «нехристи», «окаянные».

Как известно, поэтический контекст «Капитанской дочки» - «каменноостровский цикл», где в каждом из 5 стихотворений как высшая ценность упоминается бог. В программном стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» впервые Пушкин призывает (античную) Музу быть послушной «веленью Божию», ибо эта воля выправит его путь: «Веленью божию, о муза, будь послушна…».

Зафиксируем еще один, кроме поэтического, контекст «Капитанской дочки» - эпистолярный. В письмах Пушкина 1830-х гг. множество выражений со словом «бог», огромное большинство их – в письмах жене, которые он писал исключительно по-русски. Создается впечатление, что эти выражения – примета «семейного» стиля Пушкина в письмах. Кроме употребления этих выражений самих по себе, глава семейства спрашивает жену: «Всякой ли ты день молишься, стоя в углу?» (12 июля 1834 г.). Или в письме от 3 августа того же года благодарит жену за это: «беру нежно тебя за уши и цалую – благодаря тебя за то, что ты богу молишься на коленах посреди комнаты». На то, что письма к жене были своеобразной лабораторией «Капитанской дочки», указывает тот факт, что в них находятся выражения, в повести использованные. В письме к жене от 17 апреля 1834 г., описывая свои чувства по поводу досаждавших ему дворцовых обязанностей, Пушкин изъясняется фразой Маши Мироновой, отказавшейся от руки Швабрина, - «ни за какие благополучия!». Около 28 июня 1834 г. Пушкин словами из «Пропущенной главы» говорит в письме к жене про своего дворника: «дал я ему отеческое наказание». С 1832 по 1836 г. в письмах к жене он более 90 раз употребил слово «бог», несколько раз – к Нащокину, Погодину, И.В. Киреевскому и В.Ф.Одоевскому. Ради бога, дай бог многие лета, господь бог вас не оставит, бог весть за что, слава богу, дай бог здоровья, Христос запретил метать бисер перед публикой, ей-богу, век за тебя буду бога молить, Христос с тобою, бог ведает куда, дай бог мне зашибить деньгу, прошу Христом и богом, бог помиловал, чорт знает как бог помог, бог угодил на одного меня, одна надежда на бога да на тетку, господь с вами, вот те Христос, как это она тебя пустила на божию волю, не приведи боже, бог весть, не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями!, Христос воскрес! Помяни господи царя Давида и всю кротость его!, бог с тобой, остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим, я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога, боже мой!,с богом!, так бы богу свечку поставил, Христом и богом прошу, бог велик, господь вас благослови, которого я ничем не заслужил перед богом, Христос вас храни, авось бог вынесет, божеская милость,
бог знает, бог знает о чем, господь ведает; бог нам поможет, бог поможет; дай бог не сглазить, дай бог здоровья; бог пошлет; побойтесь бога; Алексей божий человек,1.Cм. об этом: Шапошникова В. В. Семейные ценности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина// Русская словесность.2009.№1. 2.Бочаров С. Г. Возможные сюжеты Пушкина // Пушкин через двести лет М., 2002.-С.73. Ср.: Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1999.-С.131,134. 3.Афанасьева Э.М. «Отцы пустынники и жены непорочны…» К проблеме религиозного диалога А.С.Пушкина и П.А.Вяземского// Временник Пушкинской комиссии. Вып.28. СПб., 2002.-С.140. 4.Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. – С.54. 5. Мудрость духовная в изречениях отцов церкви. Сост. И. Новожилов. М., 2003.- С.144-145. 6.Там же. 7. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.Т.16, М., 1949.-С.224. 8. Непомнящий В. С. Русская картина мира// Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы. Кн. П. М., 2001.-С.422. Христос с вами, бог с тобою и детьми.

Кроме того надо учесть, что в письмах к жене Пушкин посылает благословение детям. Он благословил их и перед смертью – клал руку на голову и крестил их.

Пушкин накануне дуэли думал о Боге, Его Суде. На это указывает его предпоследнее русское письмо (не считаем преддуэльную переписку на французском). 26 января 1837 г., за день до дуэли, он в письме к К.Ф.Толю, отдавая ему должное как историку, пишет, подчеркивая фразу из «Священного Писания»: «Гений с одного взгляда открывает истину, а истина сильнее царя, говорит священное писание» [7].

Герои повести, произнося слово «бог» даже невольно, обнаруживают свою принадлежность к русскому миру. В работе «Русская картина мира» В. С. Непомнящий писал: «Вообще мир Пушкина, особенно зрелого, полон священных смыслов, это, вероятно, самый сакральный из всех созданных светской литературой художественных миров…» [8]. Это мир, где Бога поминают и тем самым призывают. Упоминание Его не избавляет от ошибок и даже преступлений, в повести немало кровавых сцен, жестоких поступков, но свет добра и гуманизма, идущий от этого пушкинского шедевра, - не вызван ли он тем обстоятельством, что русский мир – это мир с Богом? Повторим:
упоминание Бога здесь не избавляет от неправедных поступков, но обозначает Высшего Судию, выводит к идее братства во Христе. Семья, освященная родительским благословением, - путь к Богу. Слово «Бог» - примета патриархального, «семейного» стиля Пушкина. Идея «Капитанской дочки» о мире как семье людей, где Бог – отец, а все – братья, обусловила столь широкое присутствие слова «Бог» в тексте. Эти упоминания, апелляции, обращения, вместе с благословением и молитвой, - основа русского мира, обнаруживаемая и утверждаемая Пушкиным.


[1] Cм. об этом: Шапошникова В. В. Семейные ценности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина// Русская словесность.2009.№1.
[2] Бочаров С. Г. Возможные сюжеты Пушкина // Пушкин через двести лет М., 2002.-С.73. Ср.: Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1999.-С.131,134.
[3] Афанасьева Э.М. «Отцы пустынники и жены непорочны…» К проблеме религиозного диалога А.С.Пушкина и П.А.Вяземского// Временник Пушкинской комиссии. Вып.28. СПб., 2002.-С.140.
[4] Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. – С.54.
[5] Мудрость духовная в изречениях отцов церкви. Сост. И. Новожилов. М., 2003.- С.144-145.
[6] Там же.
[7] Пушкин А.С. Полн. собр. соч.Т.16, М., 1949.-С.224.
[8] Непомнящий В. С. Русская картина мира// Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы. Кн. П. М., 2001.-С.422.

Перепечатка всего текста или его частей возможна только с согласия автора.


дизайн, иллюстрации, вёрстка
© дизайн-бюро «Щука», 2008